Юзабилити сайта - теория и практика

Хочу еще раз остановиться (на этот раз поподробнее) на таком понятии как "юзабилити сайта". Меня часто просят оценить качество сайта начинающие вебмастера. И у 90 % из них очень заметно "хромает"  это самое юзабилити. Юзабилити в переводе с английского обозначает дословно «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность». Применительно к сайту это понятие часто звучит как "удобство пользования".

Сегодня в Интернете каждый день появляется не одна тысяча новых сайтов. Например, компания  "Комплексные системы безопасности" уже имеет свое представительство в Интернете. Заказать установку системы видеонаблюдения можно онлайн, воспользовавшись кнопкой звонка на сайте. Специалисты предложат подходящие варианты и произведут расчет стоимости работ.

При огромной кокуренции все сложнее становится новым сайтам пробиться в ТОП выдачи. Если раньше достаточно было интересного и полезного контента, то сейчас посетитель обращает внимание не только на то, ЧТО ему преподносят, но и на то, КАК ему это преподносят. Посетителя не интересует в какой программе сделан ваш сайт, ему важен удобный и продуманный интерфейс сайта.

Посетители стали нетерпеливее и капризнее... Медленно грузится сайт - закрыли и перешли на другой; много мешающей рекламы в тексте - закрыли и перешли на следующий; не нашли сразу, что искали - закрыли и ушли безвозвратно... Первый негативный опыт общения с вашим сайтом  вряд ли заставит посетителя прийти на ваш сайт повторно.

Так что юзабилити - это не только улучшенное визуальное восприятие или удобная иерархия сайта, это и больший контакт с потенциальным посетителем посредством продуманного дизайна и преподнесения нужной информации.

А теперь давайте посмотрим, что можно предпринять, для того чтобы посетители "прописались" на вашем сайте.

1. Начнем с дизайна...  Плохо подобранная цветовая гамма и слишком яркий дизайн раздражают большинство пользователей. По-прежнему актуальным является тёмный шрифт на светлом фоне. А вот светлый шрифт на черном фоне нравится далеко не всем, как и другие цветовые решения.Особенно плохо они воспринимаются при больших объёмах текста и неудачном форматировании.

Яркие, пестрящие блоки и элементы на сайте интуитивно воспринимаются пользователем как навязчивая реклама и часто пропускаются мимо взгляда. Единственное оправданное применение яркой, бросающейся в глаза графики относится к продающим одностраничкам. Хотя, сейчас это уже не срабатывает так эффективно, как раньше и теперь даже к выбору дизайна одностраничника подходят более требовательно. Еще одна распространенная ошибка новичков - это применение большого количества java и других простеньких скриптов, в результате чего сайт становится похож на новогоднюю елку, весь обвешан часами, таймерами, счетчиками, бегущей строкой и т.д., словно гирляндами. В результате чего загрузка страниц становится более медленной, а реакция пользователей более недовольной.

2.  Немного о скорости загрузки... Скорость загрузки влияла на юзабилити сайта еще со времен зарождения интернета и влияет до сих пор, даже в несколько большей степени. Если во времена медленного интернета люди готовы были ждать по несколько минут, то сейчас, с развитием высокоскоростного подключения, десятисекундное ожидание уже раздражает многих.  Раньше на скорость загрузки очень влиял вес страницы, сейчас это показатель отошел на второй план. Основными факторами, влияющими на скорость загрузки, являются оптимизация CMS, выбор сервера и пропускная способность каналов хостера. Так что рекомендую перед покупкой хостинга тестировать скорость загрузки страниц, благо сейчас почти у всех хостеров есть как минимум недельный тестовый период.

3. Теперь о корректном отображении сайта... Новый сайт должен корректно отображаться во всех браузерах вне зависимости от настроек монитора. Далеко не каждый пользователь станет пытаться подобрать подходящий браузер под ваш сайт. Поэтому почитайте о таком понятии как "кроссбраузерность сайта" и протестируйте свой сайт на кроссбраузерность хотя бы под самые популярные браузеры Яндекс, Гугл и Мозиллу.

4. О контекте сайта... Сайт должен содержать действительно актуальную информацию, чтобы у пользователей не создалось впечатление о вашем сайте, как о заброшенном. Особенно красноречиво об актуальности информации свидетельствует блок новостей. Поэтому, если таковой имеется на вашем сайте, то не забывайте его своевременно редактировать. Своевременное обновление и дополнение свежей и уникальной информации привлечёт к вашему сайту большую аудиторию потенциальных пользователей, которые будут ежедневно заходить на сайт в поисках нового и актуального, а также советовать его друзьям и знакомым.

При заполнении страниц информацией придерживайтесь нескольких правил, чтобы основная идея текста, главный тезис были в начале, затем следовал перечень и краткое описание ключевых моментов и только потом уже развёрнутый текст. Завершение оформляется в виде вывода, подытоживания всей информации и призыва к определенным действиям: скачать, купить, поделиться информацией и т.д. Как правило, пользователи хотят получить основную информацию сразу и быстро, а не читать каждую страницу до конца, чтобы понять смысл. Не забываем подбирать цепкие заголовки к своим материалам.

5. Теперь перейдем к навигации и интерфейсу... Пользователь должен сразу понять, куда надо нажать, чтобы попасть на определённую страницу сайта или совершить определённое действие. Главные разделы сайта стандартно оформляют в верхнем горизонтальном меню, а в левом вертикальном меню предлагают пользователям более развернутую информацию. А вот полная информация сайта должна отображаться в карте сайта в виде перечня всех существующих страниц сайта. И еще обязательным является наличие на сайте страницы ошибок. Зачем она нужна и как ее создать, изложено здесь.

Также обязательным элементом интерфейса сайта является наличие обратной связи, контактная информация должна быть доступна пользователю с главной страницы.

6. Об ошибках и опечатках... Слава богу, нынче во все браузеры вставлены или могут быть вставлены вами дополнения к браузеру, именуемые  "Проверка ошибок", поэтому написание грамотных текстов заметно облегчилось для тех, кто не имел успехов при изучении русского языка в школе. Теперь умные панели сразу подсвечивают неправильно написанные слова, что позволяет вам сразу же их исправить. Также в знакомом всем Wordе тоже есть возможность проверки ошибок. Помните, что наличие ошибок снижает доверие к сайту как со стороны пользователей, так и со стороны поисковых систем.

Что касается опечаток, то без них сложно написать текстовую информацию. Выявить опечатки можно лишь при внимательном прочтении написанного материала перед загрузкой на сервер.

7. О наличии текстовой и баннерной рекламы... Это пожалуй одна из самых распространенных ошибок новичков (после бездумного увлечения java-скриптами и превращения сайта с их помощью в мигающе-бегуще-летящее зрелище). Мне, конечно, понятно желание выделить свой сайт из огромного количества ему подобных, а также желание побыстрее заработать с помощью созданного сайта. Но спешка и чрезмерное увлечение рекламой (любого вида) никого еще не привело к успеху. Возможными последствиями поспешных действий могут быть бан (полный или частичный) от поисковых систем, медленная индексация и продвижение сайта и как следствие - малое количество посетителей. Вам это нужно? Ответ очевиден... Всем хочется, чтобы "у нас все было и нам за это ничего не было".

Поэтому всего в меру... Новому сайту не стоит рекламой обвешиваться, сначала надо сайт продвинуть и обзавестись посетителями, на это уходит около трех месяцев, а затем уже потихоньку и о рекламе подумывать. Рекламные блоки добавлять на сайт постепенно, максимально вписывая их в дизайн сайта. Контекстная реклама для нового сайта предпочтительнее, чем баннерная. Она менее раздражает посетителя, особенно когда речь идёт о всплывающей рекламе (попапах). И если для развлекательного сайта грамотно подобранные баннеры могут являться элементом дизайна, то для других тематик лучше все-таки обойтись небольшим количеством контекстной рекламы.

8. А теперь о музыке... Согласитесь, не каждому посетителю понравится, открыв страницу сайта, читать материал в музыкальном сопровождении. Особенно, если материал носит информативный или обучающий характер. Музыка будет в данном случае лишь раздражать посетителя и ему ничего не останется, как закрыть страницу и поискать более спокойный сайт. Единственное исключение - это сайты развлекательной тематики, где без музыки не обойтись.  Но даже здесь следует позаботиться о возможности её включения/отключения и регулировки громкости.

Подумайте много раз, прежде чем делать редизайн сайта. Пользователи быстро привыкают к первому дизайну и очень неохотно приспосабливаются к новому, в котором им по началу очень некомфортно работать. Вследствие этого посещаемость сайта старыми пользователями может сильно снизиться или вообще стать равной нулю. Поэтому, постарайтесь при редизайне оставить логику навигации такой же и оставьте ссылку на старый дизайн сайта.

9. О регистрации на сайте... Не спешите устанавливать на свой сайт форму регистрации, если, конечно, у вас не форум. Требование регистрации для входа на сайт для обычного ресурса нежелательно. Большинство посетителей не станут тратить время на регистрацию, заведомо не зная, найдут ли они у вас то, что им нужно. Так же не стоит требовать регистрацию для возможности оставить комментарий. Для новых сайтов лучше не создавать закрытых зон, это привелегия популярных, хорошо раскрученных ресурсов, имеющих огромную аудиторию и содержащих большое количество интересной информации.

10. Об оригинальности сайта... Поверьте,  есть много методов сделать свой сайт оригинальным, не прибегая к эффекту "новогодней елки" . Сделать сайт особенным поможет вам свой особый стиль написания и подачи материала. Очень часто посетители идут на автора, стиль изложения которого им понравился. Поэтому ищите в себе таланты и делитесь с другими посетителями полезной информацией в вашем персональном стиле.

В качестве вывода скажу следующее: процесс анализа юзабилити сайта очень важен для продвижения сайта и привлечения внимания пользователей. Создали сайт - позаботьтесь о его "достойном"  внешнем и внутреннем содержании. Когда конкуренция во всех сферах столь велика и когда посетитель откровенно избалован выбором, особенно важно следить за тем, чтобы ваш сайт отличался в положительную сторону от сайтов ваших конкурентов. Если раньше было достаточно сделать сайт информативным, чтобы сделать его популярным, то сейчас этого уже мало.

Нашим посетителям всё равно какие программы использованы при создании сайта, насколько сложны технические решения и профессионален дизайн. Главное для них, чтобы было удобно, понятно, интересно и полезно – тогда они будут постоянно возвращаться на ваш сайт и в конечном итоге из разряда разовых посетителей перейдут в разряд постоянных. Именно это нам и нужно...

Успешной работы и до новых встреч! С ув. Светлана (SvetLana_TSV)
WebPageMaker, Wordpress, Joomla - инструкции для
новичков по установке CMS и шаблонов к ним.
Пошаговое руководство для новичков по созданию,
раскрутке и монетизации собственного сайта.
                                               Добро пожаловать в проект "Сайт с нуля" !
Прежде всего данный проект предназначен для тех, кто пытается создать сайт самостоятельно, то есть для новичков. Соответственно, вся информация изложена доступно, все этапы построения сайта сопровождаются скриншотами, что позволит начинающим вебмастерам быстро и просто освоиться в этом нелегком вопросе.
Здесь вы можете скачать русские версии WebPageMaker, WordPress, Joomla, Adobe Muse, а также инструкции по установке WordPress и Joomla на хостинг и мануалы по установке тем (шаблонов) для этих CMS.

                               Всем желаю удачи и смелых воплощений идей на вашем сайте !
2010 - 2016 © Сайт с нуля: пошаговое руководство для новичков по созданию, раскрутке и монетизации собственного сайта. WebPageMaker, WordPress, Joomla -  русские версии.
Автор и администратор  данного проекта - SvetLana_TSV.  Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на данный проект.
Проект для новичков
Главная       Скачать       Уроки        Новости        Статьи        Контакты        Карта сайта
Хочешь быть на шаг впереди и первее
остальных получать новые материалы
сайта? Тогда не забудь оставить свои
координаты: имя и электронный адрес!
??????.???????
ПОДРОБНЕЕ

Не забудь заглянуть в свою почту и подтвердить подписку!